Информеры

Курсы валют

  • (GBP)79,6189
  • (USD)56,3554
  • (EUR)70,6471
  • (TRY)14,9949
Last update: 18 фев 2018 в 06:00

Стили

России, во второй половине XVIII века, началось усиленное строительство не только в столицах, но и в губернских и уездных городах, и в помещичьих усадьбах. Дворянский быт требовал особого внимания к убранству залов, гостиных, кабинетов. И хотя уже появились известные заботы о комфорте собственно жилых комнат - спален, детских и т.д., - акцент всё еще падал на парадную, показную сторону быта. Мебель второй половины XVIII века весьма разнообразна. Она сохранилась в довольно значительном количестве - и высокохудожественные её образцы, и непритязательные стулья из простого дерева.

 

Работа по изучению мебели очень затруднительна тем, что мебельные мастера в России никогда не ставили на работах своего клейма. Производство мебели носило весьма разнообразный характер. В далёких усадьбах работали крепостные мастера, в Москве, например "на Каменном мосту" продавалась готовая мебель. В Москве существовали мастерские Споля, Корка и Миллера. Мебельная мастерская была в Твери. У аристократов Шереметьевых и Салтыковых были свои мастера. Особенно процветало мебельное производство в Петербурге. В 1794 году городская гильдия мебельщиков состояла из 124 мастеров, 285 подмастерьев и 175 учеников. Славились своей работой "охтенские плотники" Носковы. В Петербурге, рядом со множеством общественных зданий, строились дворянские особняки, и как в самой столице так и её пригородах вырастали и украшались новые и ранее созданные дворцы. Многие архитекторы, создававшие интерьеры дворцов, стремясь к единству ансамбля, все чаще начинают сами проектировать и мебель. Так поступает Кваренги, а в отдельных случаях Старов и Казаков. Особенно ясно эта тенденция прослеживается в творчестве Камерона. При отделке ряда залов Екатерининского дворца в Царском селе мебель по рисункам Камерона была заказана придворному скульптору-декоратору Шарлеманю. В усадьбах работали как правило крепостные мастера. Многие крупные помещики имели свои прекрасные мебельные мастерские, в которых создавались целые ансамбли высокой художественной ценности. Наиболее яркие образцы таких интерьеров представлены в бывшем подмосковном имении графа Шереметьева. 

 

Гармоническая ясность и простота художественных форм русского классицизма приводит к весьма интересным результатам в мебельном искусстве. Если архитектурные формы Казакова, Камерона и тем более Старова и Кваренги пленяют не только простотой, но иногда и суровостью, то в интерьере классицизма создаёт ясное, гармоническое, более изысканное чем в середине века искусство убранства и мебели. Формы мебели возвращаются к логическому членению массы. Поэтому волнообразные и выпуклые поверхности и контуры постепенно исчезают, торжествует четко выраженная плоскость. Композиция создаётся в основном из прямолинейных структур, где с ними соседствуют формы круга и овала, но никак не прихотливые изгибы в стиле рококо. У диванов, кресел и стульев ножки чаще всего превращаются в тонкую, стройную, суживающуюся книзу колонку, иногда витую, иногда покрытую каннелюрами. Квадратные в сечении ножки столов также утоньшаются книзу. Спинки кресел и стульев имеют четырёхугольную форму, часто со срезанными по вогнутой дуге верхними углами; иногда в квадрат спинки вкомпонован круг; распространены также овальные формы спинок. Все деревянные части покрыты резьбой, обычно подчеркивающей контуры и заимствованной из античной орнаментики. Это окантовые листья, дубовые и лавровые гирлянды, перевязанные накрест лентами, нити жемчужника, меандры. Очень характерным приёмом для резной мебели классицизма является особое украшение на месте крепления ножки. На углах царги (рамы сиденья) линии орнамента прерываются, и угол обрабатывается в виде маленького куба со вписанными в него с двух сторон розетками. Это украшение подчеркивает место крепления ножки и является художественной переработкой конструктивного приёма - ранее в это место действительно загоняли деревянный гвоздь, крепивший ножку.

 

Особо следует отметить развитие фанерованной и наборной мебели. Широко распространяются карточные раскладные столы, столики рабочие и бобики, столы прямоугольной, овальной и круглой формы. Создаются книжные и другие шкафы, угловые шкафчики, множество форм, свидетельствующих о постепенно назревающем стремлении к комфорту и интимности в быту. Вводится в употребление особый вид письменного стола - бюро с цилиндрической крышкой, которая имея форму только четверти цилиндра, вращаясь по оси, целиком открывает столешницу. Появляется увлечение хитроумными механическими устройствами, открывающими секретные ящички и отделения в столах, ларцах, шкафах и т.п. Эта мода дала повод И.А.Крылову для басни о ларчике, который "просто открывался", в то время как некий мудрец "вертит его со всех сторон и голову свою ломает: то гвоздик, то другой, то скобку пожимает." Именно в рассматриваемый период искусство набора по дереву, именуемое часто французским словом "маркетри" достигло в России своего расцвета.

 

Наборная работа выполнялась на сплошь фанерованной мебели. При фанеровании основа предмета, исполненная из сосны, дуба или других местных пород, покрывалась тонким слоем пластинок из дорогих сортов дерева. При исполнении набора в фанеровку включалась орнаментальная или сюжетная композиция из пластинок той же толщины. Их вырезали из различных по цвету и структуре дорогих пород дерева, из металла, кости и других материалов. Для набора служили привозные породы: амарант, палисандр, красное, лимонное, черное и розовое дерево, а также орех, каштан, клен, бук, груша, яблоня. Набор обычно выполнялся в классическом стиле, но все же здесь иногда встречаются орнаментальные мотивы в стиле рококо - классицизм прочно утверждается в мебельном искусстве лишь к 1780-м годам. Наиболее распространенным орнаментом маркетри был геометрический - сетчатый или звёздчатый, часто включающий вазы, гирлянды, цветы. Реже исполняются архитектурные пейзажи, очень редко - многофигурные композиции.

 

В последние годы XVIII века были созданы художественные работы (иногда даже с подписью крепостных мастеров) со сложными многофигурными композициями или архитектурными пейзажами, изображающими Петербург, его окрестности и другие города России, они были исполнены с гравюр, получивших в то время распространение. Таковы работы салтыковского мастера Матвея Веретенникова. Следует отметить сделанное в Архангельске цилиндрическое бюро с овальным наборным медальоном на крышке. Самым крупным мебельным мастером в Петербурге был Христиан Мейер. Значительная часть мебели маркетри была выполнена в его мастерских. В последнем десятилетии века предпочтение начинает отдаваться не маркетри, а красивой струистой структуре фанеры красного дерева. В это же время русские мастера вводят в обиход карельскую берёзу - материал не уступающий по красоте красному дереву.

 

Увлечение красным деревом, до середины XVIII века, характерное для Англии, в последней четверти столетия распространяется в странах Европы вместе с модой на английскую мебель. В России, продуманность и рациональность английской мебели давно привлекали внимание. Красное (магонское) дерево применялось еще в середине века. Культивировалось съемное, а также плетёное сиденье из соломки. Поэтому когда английские формы стали популярными в Европе, русские мебельщики широко развивали эти формы, привлекшие их удобством, особенностями конструкции и строгостью орнамента. В русской мебели появляются новые варианты щитка, вазы, готического переплёта. Продолжают существовать плетеное и вкладное сиденья. Мебель подобного характера настолько широко проникает в быт, что, кроме предметов из красного дерева или окрашенных в светлые тона с легкой позолотой, в более скромных усадьбах её выполняют из отечественных пород дерева, окрашивают в коричневый или черный цвет, красочно расписывают гирляндами цветов и вазами или украшают резьбой и русскими орнаментами. Украшение мебели бронзой в отличии от Европы не получило в России большого распространения. В Петербурге существовала бронзовая мастерская Ажи, которая затем была приобретена Академией художеств.

 

Особое место в истории русской художественной мебели занимают предметы выполненные из металла тульскими оружейниками. Эти гармонические конструкции достигают необыкновенной стройности и утонченности недоступной дереву. В конце XVIII века туляки создавали из стали и бронзы столы, стулья, кресла и скамеечки изысканные по форме и непревзойдённые по красоте. Они воспринимаются как произведения ювелирного искусства благодаря применению золотой насечки и сверканию бус из гранёной стали.

2010/07/20